Как и любая другая
встраиваемая система, сложная BMS состоит из аппаратной части на базе микроконтроллера и
встроенного программного обеспечения. Высокотехнологичные BMS могут иметь широкий спектр функций, в числе которых:
- измерение и контроль входного/выходного тока и напряжения;
- контроль критически важных параметров;
- контроль условий эксплуатации батареи;
- анализ и хранение данных, а также предоставление информации о состоянии батареи пользователю или системе более высокого уровня.
Многофункциональные системы управления батареями требуют комплексной разработки программного обеспечения. Так, например, блок управления использует программное обеспечение для управления взаимодействием и координацией компонентов BMS. Измерительному блоку необходимо ПО для сбора и передачи данных о батарее. Высококлассные BMS-решения также, как правило, имеют программное обеспечение для автоматического тестирования.
Напряжение,
ток и
температура – это те параметры, которые BMS может измерить напрямую. Для BMS с расширенной функциональностью может требоваться комплексная оценка батареи, которая складывается из многих параметров, зависящих от физических показателей, химического состава батареи и условий эксплуатации. Комплексная оценка может включать в себя:
- Состояние заряда аккумуляторной батареи (State-of-Charge, или SoC)
- Степень работоспособности аккумулятора (State-of-Health, или SoH)
- Уровень оставшейся энергии аккумулятора (State-of-Energy, или SoE)
- Уровень мощности аккумулятора (State-of-Power, или SoP)
Несмотря на то, что данные характеристики чрезвычайно важны для многих систем, единого подхода к их измерению нет. Поэтому нужно выбирать наиболее подходящие методы оценки, так как от их точности во многом зависит надежность системы.
Разрабатывая программное обеспечение для BMS при помощи моделирования, можно создать точную
математическую модель для оценки состояния батареи. Мы создаем модели, используя такие инструменты моделирования, как
MATLAB,
GNU Octave и другие.
Моделирование позволяет сымитировать условия эксплуатации аккумулятора и предугадать его поведение. Модели аккумуляторов реализуются с помощью различных
алгоритмов оценивания. Для проверки алгоритмов BMS также используется моделирование.
Развитие технологий искусственного интеллекта и облачных сетей привело к появлению новых методов оценки состояния батареи, особенно подходящих для тяжелых условий эксплуатации.
В математическом моделировании в качестве аналога аккумуляторной батареи часто используется эквивалентная схема. Схема показывает электрические характеристики и процессы, включая напряжение, ток, внутреннее сопротивление, зарядку и разрядку.
Эквивалентную схему можно заменить на аппроксимированную модель аккумулятора, построенную только на данных из технического описания от производителя. И эквивалентную схему, и примерную модель можно использовать для оценки параметров батареи, применяя
фильтр Калмана или любой другой алгоритм.
Модель помогает на основе измерений оценить состояние и характеристики батареи. Например, измерив время зарядки/разрядки, можно оценить емкость аккумулятора и SoC. Также можно запрограммировать модель для тестирования алгоритмов BMS.
Сложность алгоритмов зависит от системных требований и функций BMS. В некоторых случаях программное обеспечение вообще не понадобится. А вот высокотехнологичным системам нужны сложные алгоритмы. Чем больше характеристик и состояний батареи необходимо оценить, тем сложнее будут алгоритмы системы управления батареями.
Прежде чем приступить к разработке программного обеспечения
BMS, необходимо точно знать, оценка каких состояний является обязательной для данного устройства и как ее произвести.